Как произвести диагностику асинхронных электродвигателей

 Исследования начала 20-х годов подтвердили возрастающую роль двигателей на переменном токе как основного потребителя вырабатываемой электроэнергии – до 80%. Это роль укрепилась с появлением частотно регулируемых приводов.

Среди электродвигателей нет равных асинхронным двигателям по простоте, выносливости и доступной цене. Но есть проблема с наличием таких повреждений асинхронных двигателей, что способны очень рано привести их в нерабочее состояние.

К серьёзным проблемам ведут резкие поломки двигателей. Поэтому для асинхронных двигателей особенно важна своевременная диагностика – чем раньше выявлен дефект, тем больше шансов избежать неприятных последствий.

По статистике:

  • 40% всех неисправностей в двигателях с короткозамкнутым ротором приходится на подшипники;
  • 38 % – дефекты статора;
  • 10% – неисправности в роторе;
  • 12% – на остальные дефекты/неисправности.

Важно! В асинхронном двигателе расходными деталями, по сути, являются подшипники. Чем мощнее двигатель, тем большим нагрузкам подвергаются подшипники. Появляющиеся биения и люфты при роторном вращении создают весьма сильный шум. В результате теряют первоначальную форму поверхности качения, начинает трескаться сепаратор, и подшипники приходится часто менять.

Обратите внимание: обязательно нужен мегаомметр – спец. прибор для проверки состояния изоляции в обмотках статора и проводах. Этот показатель очень важен и потому постоянно проверяется.

Виды ремонтов электромашин

Принята такая классификация ремонтов:

  • техобслуживание;
  • ремонты: текущий, средний, капитальный.

Техобслуживание – обеспечение нормальной эксплуатации (рабочего состояния) электрооборудования между плановыми ремонтами. Утверждается график техобслуживания. Также осуществляется в периоды простоя – смене/наладке инструмента, в перерывах на обед.

Техосмотр включает:

  • осмотр;
  • очистка/протирка от пыли, грязи;
  • проверка: нагрева, изоляции.
  • нахождение поломок/неисправностей, их устранение.

Текущий ремонт – обеспечение нормальной эксплуатации до среднего ремонта. Осуществляется в мастерской или на месте повреждения.

Текущий ремонт включает:

  • работы по техобслуживанию;
  • замена повреждённых муфт и подшипников;
  • центровка: проверка и регулировка.

Средний ремонт – применяется в случае проблем, неустранимых во время ремонта текущего. Производится в спец. мастерских и спец. предприятиях. В него входят:

  • полная разборка устройства;
  • замена подшипников, если нужно;
  • изолирование выводов или их замена;
  • лаковая пропитка обмоток;
  • ремонт вала, корпуса.

Капремонт – полное восстановление рабочего состояния электрооборудования. Средний ремонт плюс приведение в порядок обмоток электрической машины – ремонт или их замена.