Исследования начала 20-х годов подтвердили возрастающую роль двигателей на переменном токе как основного потребителя вырабатываемой электроэнергии – до 80%. Это роль укрепилась с появлением частотно регулируемых приводов.
Среди электродвигателей нет равных асинхронным двигателям по простоте, выносливости и доступной цене. Но есть проблема с наличием таких повреждений асинхронных двигателей, что способны очень рано привести их в нерабочее состояние.
К серьёзным проблемам ведут резкие поломки двигателей. Поэтому для асинхронных двигателей особенно важна своевременная диагностика – чем раньше выявлен дефект, тем больше шансов избежать неприятных последствий.
По статистике:
- 40% всех неисправностей в двигателях с короткозамкнутым ротором приходится на подшипники;
- 38 % – дефекты статора;
- 10% – неисправности в роторе;
- 12% – на остальные дефекты/неисправности.
Важно! В асинхронном двигателе расходными деталями, по сути, являются подшипники. Чем мощнее двигатель, тем большим нагрузкам подвергаются подшипники. Появляющиеся биения и люфты при роторном вращении создают весьма сильный шум. В результате теряют первоначальную форму поверхности качения, начинает трескаться сепаратор, и подшипники приходится часто менять.
Обратите внимание: обязательно нужен мегаомметр – спец. прибор для проверки состояния изоляции в обмотках статора и проводах. Этот показатель очень важен и потому постоянно проверяется.
Виды ремонтов электромашин
Принята такая классификация ремонтов:
- техобслуживание;
- ремонты: текущий, средний, капитальный.
Техобслуживание – обеспечение нормальной эксплуатации (рабочего состояния) электрооборудования между плановыми ремонтами. Утверждается график техобслуживания. Также осуществляется в периоды простоя – смене/наладке инструмента, в перерывах на обед.
Техосмотр включает:
- осмотр;
- очистка/протирка от пыли, грязи;
- проверка: нагрева, изоляции.
- нахождение поломок/неисправностей, их устранение.
Текущий ремонт – обеспечение нормальной эксплуатации до среднего ремонта. Осуществляется в мастерской или на месте повреждения.
Текущий ремонт включает:
- работы по техобслуживанию;
- замена повреждённых муфт и подшипников;
- центровка: проверка и регулировка.
Средний ремонт – применяется в случае проблем, неустранимых во время ремонта текущего. Производится в спец. мастерских и спец. предприятиях. В него входят:
- полная разборка устройства;
- замена подшипников, если нужно;
- изолирование выводов или их замена;
- лаковая пропитка обмоток;
- ремонт вала, корпуса.
Капремонт – полное восстановление рабочего состояния электрооборудования. Средний ремонт плюс приведение в порядок обмоток электрической машины – ремонт или их замена.