Повреждение шпоночного паза выражается в износе, а также смятии шпонки, разработке шпоночного паза. При сильном износе поверхности или смятии рекомендуется установить новые элементы.
Ремонт шпоночного паза возможен путем наварки грани с дальнейшим фрезерованием. Во время выполнения этих работ обязательно выдерживают его стандартизированный размер.
Еще один вариант восстановления шпоночных пазов – их расширение и углубление, полное устранение следов износа и изготовление к ним ступенчатой шпонки. Такой способ нельзя назвать оптимальным, так как он не обеспечивает качественного соединения. Именно поэтому к данному методу прибегают в исключительных случаях.
Если на чертеже отсутствуют указания относительно фиксированного положения шпоночного паза, возможно изготовление нового элемента на другом месте, при этом заделка старого не потребуется. Фрезерование выполняется параллельно старому пазу в диаметральной плоскости, расположенной относительно паза под углом 90, 135 и 180 градусов.
Слишком изношенные шпонки не подлежат ремонту, то есть восстановлению. Взамен изготавливают новые. Чтобы они плотно сопрягались с боковыми поверхностями пазов соединяемых деталей, осуществляют подгонку. Это правило не распространяется на клиновые шпонки: по ним ударяют молотком, чтобы загнать в паз, и таким образом обеспечивают их заклинивание по высоте. Клиновую шпонку забивают таким образом, чтобы в случае ее ослабления можно было осаживать ее. Между головкой шпонки и торцом детали нужно оставить расстояние, равное высоте шпонки.
При работе с призматическими шпонками их можно вынимать из пазов без повреждения. Чтобы добиться этого, в средней части шпонки делают резьбовое отверстие, куда вкручивают винт. После того, как этот винт упрется концом в вал, его продолжают вращать. Благодаря этому шпонка выходит из паза.
Во время подгонки и сборки призматических шпонок стоит сделать специальный скос, а с обратной стороны – соответствующую пометку. Это действие облегчит дальнейшее извлечение шпонки из паза с помощью молотка и выколотки.
Технические требования к шпоночным соединениям
Все элементы шпоночного соединения необходимо проверить на соответствие установленным требованиям:
- правильность формы и габаритов шпонки и пазов вала и ступицы по всей длине;
- отсутствие дефектов (заусенцев, забоин) на рабочих поверхностях элементов;
- параллельное расположение осей шпонки и вала или отверстия ступицы;
- симметричность боковых поверхностей пазов вала и ступицы относительно диаметральной плоскости;
- тщательность пригонки рабочих поверхностей шпонки и пазов;
- наличие зазоров по высоте (актуально для призматических и сегментных шпонок) и по ширине (для клиновых).
Для контроля вала со шпоночным пазом используется специальный проходной калибр, который представляет собой призму с выступом-шпонкой. Ее длина равна длине шпоночного паза либо шпоночного сопряжения. Комплект непроходных калибров используется для поэлементного контроля. В него входят непроходной калибр-скоба, предназначенный для контроля размеров центрирующей поверхности вала, и шаблоны для поэлементного контроля ширины и глубины шпоночного паза.